Кому урожай, а кому грязь. Во Льговском районе разбили дорожное покрытие во время уборки сахарной свеклы

«Когда потеплеет, пригоним грейдер и приведём дорогу в порядок», – пообещал комиссии райадминистрации генеральный директор ООО «Льговагроинвест» Э. Б. Сазонов (на фото он справа).

«Уважайте труд дорожников!» Встречающийся вдоль наших дорог призыв трудно не заметить, но есть места, где его игнорируют. Виной всему сезон уборки сахарной свёклы, который далеко не всем устраивает сладкую жизнь. Жители села Стрем-Бобрик, например, просто утопали в грязи в дождливую пору, которую тащили за собой большегрузы с сахарной свёклой. Почему так получилось, что маршрут вывозки проложили через одну из сельских улиц – кто знает… Но то, что в ноябрьскую слякоть там было ни проехать-ни пройти – факт. 

К работе комиссии райадминистрации с участием сотрудников ОГИБДД, которая обследовала маршруты вывозки сахарной свёклы с полей нашего района, пригласили и прессу. Так что могу засвидетельствовать: картина в Стрем-Бобрике удручающая – ни дороги, ни направления, одна только грязь! 23 ноября заехать туда можно было только потому, что накануне подморозило. Сразу представилось, как могло развернуть и занести машину на жидкой чернозёмной жиже, разлитой по асфальту при подъезде к селу… Ну и разговор при виде такого безобразия получился нелицеприятный.

– Но мы же убираем на дорогах и подсыпки щебнем делаем, – оправдывался перед членами комиссии генеральный директор ООО «Льговагроинвест» Э. Б. Сазонов, – машины тоже моем, у нас для этого три щётки и две бочки есть. Другое дело, что свёкла на переработку вывозится непрерывно, и на дорогах снова появляется грязь. А как без неё? И надо ли объяснять, ради чего всё это делается? Сахар всем нравится кушать или мне одному? Точно так же могу поставить вопрос о зарплатах и налогах, которые мы платим. Ну, давайте тогда прекратим всё это ради чистоты на дорогах… Но это невозможно, потому что наше предприятие специализировалось и будет специализироваться на сахарной свёкле. И на следующий год тоже будем сеять немало, поэтому и тратимся на щебень, вынуждены обзаводиться грейдерами… Это же бешеные затраты! Что я предлагаю? Когда потеплеет, пригоним грейдер и приведём дорогу в порядок. Щебень для этого уже закупаем. Я это обещал жителям Стрем-Бобрика, среди которых есть и наши работники, и от своих слов не отказываюсь.

– Такое в период уборки сахарной свёклы было и будет, никуда не денешься, – говорил по поводу создавшейся ситуации на этой и некоторых других дорогах Льговского района главный инженер Льговского ДЭП А. А. Полуянов. – Сельхозработы никто не отменит, потому что это жизнь. Из года в год они ведутся с периодичностью, соответствующей севообороту. Чтобы на дорогах был порядок, частники обращаются за помощью к нам, потому что мы занимаемся эксплуатацией и содержанием дорог. А предприятия крупные могут и должны заниматься этим самостоятельно – соответственно объёмам выполняемых работ. Мы же не раз посылали вам письма, чтобы определиться, по каким дорогам вы будете вывозить урожай… Вы же понимаете, что есть места, не подходящие для этого? 

– А почему вы ко мне не приехали со всем этим? – возражал ему руководитель «Льговагроинвеста». – Я совершенно с вами согласен: хорошо бы иметь схему, утверждённую ОГИБДД и Льговским ДЭП, где были бы указаны места вывоза свёклы. И если уж на то пошло, то в чём вы меня упрекаете? В том, что повредили дорогу, которую последний раз приводили в порядок лет тридцать назад, когда самой тяжёлой машиной был ЗИЛ, а сейчас мы перевозим по тридцать-сорок тонн свёклы… 

– Да, дороги наши не готовы к таким нагрузкам, – отвечал на это представитель дорожного предприятия, – потому что раньше грузоподъёмность была от шести до восьми тонн, а сейчас те же машины везут по шестнадцать, двадцать, а то и тридцать тонн грузов…

Наверное, не стоит приводить состоявшуюся на злосчастной дороге дискуссию полностью, потому что разговор получился, так сказать, по погоде. Что и признали сами участники. Год-два назад проблемы чрезмерной загрязненности дорог не было, потому что небесная канцелярия свекловодам помогала – сухо было. А в этом году всего много – и дождей, и урожая свекольного, и разговоров на извечную тему о двух российских бедах… Тем не менее могу обрадовать жителей села Стрем-Бобрик хорошей новостью: уборка сахарной свёклы на полях льговского отделения ООО «Льговагроинвест» окончена. Правда, вывозка её продолжается, в кагатах на полях осталось, как уточнил Э. Б. Сазонов, немногим меньше 90000 тонн… Пока напряжённость ситуации снята дедушкой Морозом, но что будет, если он отступит и снова зарядят дожди?

Очень хочется верить, что новой грязи на дорогах уже не появится. По крайней мере, в этом сезоне. Но речь-то по большому счёту не о ней, а о том, что в создавшейся ситуации вряд ли найдёшь крайнего. Правы все: и те, кто выращивает свекловичный урожай, и те, кто потом перевозит его по нашим дорогам, и те, кто требует от производителей и перевозчиков должного внимания к состоянию дорог. Только вот люди в чём виноваты? Почему в том месте, где должна быть дорога, жители расположенных вблизи свекловичных полей сёл и деревень не видят ничего, кроме огромных потоков грязной жижи? Почему детей по таким направлениям нужно кому-то провожать до школы? Почему сельские жители должны чувствовать себя какими-то «невыездными», пока с полей вывозится урожай? И почему вопросы эти сезонные? Не пора ли ставить их по существу, согласовывая с дорожниками те же места выездов со свекловичных полей не после, а до того, как начнётся вывозка урожая…

Все эти вопросы, между прочим, ставили на совещании в райадминистрации, состоявшемся ещё в конце сентября. Однако места съездов и выездов с полей согласовало с дорожниками только руководство большеугонского предприятия – ООО «Курск-агро». Что же касается «Льговагроинвеста», то у него уже есть опыт разрушения дороги Льгов-Суджа-Лёвшинка. За это предприятию-лидеру в деле свекловодства несколько лет назад пришлось по суду заплатить более двух миллионов рублей. А теперь на той же дороге наступили, похоже, на те же грабли…

Наши дорожники уже готовят акт о её плачевном состоянии для передачи в суд.

№: