Как во Льгове готовятся к праздникам культработники

Взгляд из закулисья

Прошлый год в России был объявлен Годом театра. Однако театр – это не по календарю. Что это вообще такое? Это интересные сюжеты, игра актёров, красивые костюмы, особая аура… В общем, море впечатлений! Каждый из нас хоть раз бывал на различных представлениях и видел театральные постановки. Но мало кто знает, что стоит за ними, как даются актёрам и другим работникам культуры эти представления... Как они «входят» в большие, серьёзные темы, как настраиваются на маленькие юмористические скетчи? Что такое театр для них, лицедеев? За ответами на эти вопросы я отправился в Культурно-досуговый комплекс г. Льгова и районный Дом культуры. 

Работники этих учреждений очень обрадовались такой благодатной теме. В ДК я тут же стал свидетелем очередного «таинства» – репетиции театрализованной постановки на «Масленицу». А режиссёр-постановщик КДК Людмила Громова предложила мне заодно «прочувствовать на себе» все прелести нелёгкого ремесла актёра в вечернем представлении...

Начинается каждое мероприятие с подготовки сценария. Иногда ради него режиссёрам приходится обращаться к интернету или специальной литературе. Но каждый из них перерабатывается, переосмысливается или же пишется «с нуля», дабы соответствовать местным реалиям. Нередки случаи, когда в его подготовке занят весь коллектив. Так было и на этот раз. В РДК сценарий праздника составлялся под чутким руководством Натальи Ткач, в КДК же этим делом, как всегда, занялась Людмила Громова. Мне было предложено сыграть молодого и перспективного мужа, пожилые тёща и тесть которого проживают в селе. И вот на праздник муж и его красавица жена, в роли которой была хореограф Елена Чеглакова, приехали в гости к её родителям…

При первом взгляде на сцену во время репетиции в РДК мне на ум пришло словосочетание «упорядоченный хаос». Ничего не понятно, но очень интересно! На первых репетициях актёры на сцене ещё без костюмов, поэтому, не зная сценария и ролей, не так-то просто понять, что к чему. Но всё-таки видно, что всё на своих местах, хотя периодически сопровождается дружным смехом… В нашей жизни без юмора, как известно, никак, а работники культуры, для которых каждый праздник, как свадьба для лошади (в смысле – голова в цветах, а шея в мыле) шутки по-прежнему остаются одной из немногих отдушин. 

Побывав на одной-двух репетициях, начинает вырисовываться цельная картина грядущего выступления. «Бывалым» сотрудникам наших очагов культуры уже достаточно просто запоминать свои роли и отыгрывать их, но если ты новичок в актёрском амплуа, то может быть достаточно сложно. 

Представление, в котором мне довелось участвовать, перемежалось музыкальными вставками, выполняющими ещё и «фоновую» роль, иногда – подтанцовки. И хоть сами выступления были задуманы и выполнялись по-разному, оба – в исполнении самодеятельных актёров КДК и РДК – удались на славу. Например, в вечернем выступлении, где я выступал, было несколько моментов из разряда чистой импровизации, которые тем не менее органично вписались в сюжет театральной постановки. 

Конечно, в «культуре», как и во многих других организациях, есть свои сложности, случайные неурядицы и свои нюансы. Так, например, одной из основных проблем в КДК является отсутствие сцены, где можно было бы не только проводить мероприятия, но и репетировать. И если раньше из этой ситуации они выходили за счёт добрососедских отношений с РДК, используя их сцену, то с переоборудованием концертного зала в кинотеатр сотрудникам последнего и самим зачастую приходится обходиться минимумом репетиций. Сцена-то, получается, всё время занята…

К подготовке практически каждого выступления прикладывают усилия почти все сотрудники учреждений культуры. Художники готовят декорации, которые не только станут украшением сцены, но и скроют все технически необходимые проходы или выбивающиеся из общего антуража элементы, чтобы не разрушить магию представления. Звукооператору нужно подобрать звуковое сопровождение для более глубокого погружения в спектакль зрителя и музыкальных пауз между сценами, вовремя настроить аппаратуру, чтобы не было накладок, да ещё и на всякий случай подготовить фонограмму. Всё это производит впечатление. Иногда приходится чуть ли не отбиваться от особенно настойчивых, перебравших «увеселительного» зрителей, многие из которых во время особенно удавшихся народных праздников мнят себя незаурядными танцорами и певцами… Но большинство людей, глядя на сцену, видят только само представление и чаще всего не задумываются, сколько в него вложено труда.

Кстати
От многих жителей нашего города я не раз слышал примерно такие отзывы: «Могли бы и без фонограммы, что-то они совсем обленились...» Ну, и многое другое в этом духе. Почему «наша культура» не всегда работает с живым звуком? Ответ прост, многие мероприятия проводятся в последнее время на открытом воздухе или в ФОКе «Сейм», где просто невозможно вживую «озвучить» всю площадь со зрителями. На улице звук рассеивается, а ФОК изначально не имеет аккустических свойств для «живой» озвучки. Поэтому для малоподвижных массовых мероприятий используются микрофоны, а для более подвижных готовится фонограмма, чтобы актёры не путались в проводах.
№: 
Рубрика: