Как стать IT-шником или чему учат во льговской «Точке роста»

В октябре прошлого года газета рассказывала об открытии во льговских городских школах центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» с современным учебным оборудованием. Оно уже поступило в СОШ №1 им. В. Б. Бессонова и СОШ №4 в рамках нацпроекта «Образование». Планировалось, что в центрах будут обучать детей не только по обновлённым общеобразовательным программам информатики и ОБЖ, но и по программам дополнительного образования: IT-технологии, медиатворчество, шахматы и шашки, проектная и внеурочная деятельность.

Ради любопытства я заглянула в «Точку роста» четвёртой школы и поинтересовалась, как же здесь используют полученное оборудование: 3D-принтер, шлем виртуальной реальности, квадрокоптеры, наборы для создания управляемых роботов, нетбуки и т. д. Но оказалось, что электроникой в СОШ № 4 увлеклись гораздо раньше создания «Точки роста». 

«Редкое явление»

Годом ранее четвёртая школа стала участником регионального проекта развития дополнительного образования «Успех каждого ребёнка» как филиал Дома детского творчества г. Льгова. В школу для учеников начальных классов поступили 8 наборов «Лего» для собирания роботов, заработал кружок «Робототехника», занятия в котором ведет преподаватель допобразования и выпускник школы Виктор Владимирович Абросимов. Тогда же четвёртая школа стала мобильной площадкой победителя первого конкурса гранта Президента РФ в 2018 году Курской областной молодёжной спортивной общественной организации «Спорадик». Активное участие в реализации проекта радиоклуба «Развитие технической грамотности и творчества подростков и молодёжи» приняла ещё одна выпускница четвёртой школы Анастасия ИГОЛЬНИЦЫНА.

– Курская областная молодёжная спортивная общественная организация «Спорадик» основана на базе студенческой любительской радиостанции Юго-Западного государственного университета, – рассказала она. – Радиоклуб «Спорадик» – это сплоченный коллектив увлекающихся разными видами спортивного туризма людей, научной и конструкторской деятельностью, радиоспортом. В самом слове «Спорадик» зашифровано его назначение – «спортивный радиоклуб», а ещё это редкое природное явление, символизирующее уникальность деятельности клуба. Он ведь культивирует не только радиоспорт, но ещё и туризм, альпинизм…

«Спорадик» ведёт свою историю с 1965 года, однако официально организация была зарегистрирована в сентябре 2005-го. Сейчас в клубе выполняются работы по грантам Президента РФ и грантам губернатора Курской области. 

– Мероприятия и работы, проводимые коллективом клуба, социально-ориентированные и творческие, направлены на поддержку и восстановление исторической памяти нашей страны, работу со студентами ВУЗов, а также приобщение подрастающего поколения к инженерной деятельности, – продолжает Анастасия Валерьевна. 

Более десяти лет льговчанка принимает активное участие в жизни клуба, не забывая при этом и о родной школе. С марта по май 2019 года в СОШ №4 была развернута образовательная мобильная площадка. Её цель – рассказать школьникам о профессиях, ориентированных на технические инженерные специальности в области радиоэлектроники и программирования. 

– Нам так же было важно предложить им другой вариант организации своего досуга, – уточнила Анастасия Валерьевна. 

Занятия проводились в рамках дополнительного образования с использованием современных средств конструирования и разработки. Учащиеся изучали основы радиотехники, электроники и программирования. У ребят была уникальная возможность своими руками собрать различные электрические схемы из электронных компонентов – от простых усилительных каскадов до схем с использованием микроконтроллеров, запрограммировать их и проверить работоспособность, а также выявить и устранить ошибки проектирования. 

Параллельно учителя СОШ №4 совместно с КОМСОО «Спорадик» повышали свою квалификацию.

– Наши учителя осваивали в ЮЗГУ «Инженерный дизайн CAD», в КГУ изучали робототехнику и моделирование 3D, – уточнила руководитель «Точки роста» Светлана Васильевна СТОДОЛИНА.

После открытия «Точки роста» Анастасия Валерьевна Игольницына официально стала преподавателем дополнительного образования СОШ №4 и сейчас ведёт занятия со школьниками по направлению «IT-шник». 

– IT-специалисты – это целое семейство профессий, требующих глубоких знаний в области информационных технологий, – поясняет она. – Тенденция к развитию робототехники и искусственного интеллекта повлияла на профессиональную среду, регулярно создавая новые профессии, связанные с IT-технологиями.

В объединении «IT-шник» изучают 3D-моделирование, электронику и программирование, а ученики младших классов создают трёхмерные модели с помощью 3D-ручек. 

– Дети теперь могут создавать модели своих изделий не на бумаге, а сразу в пространстве! – продолжает удивлять коррес-пондента газеты преподаватель. – 3D-ручка способствует развитию пространственного мышления и мелкой моторики рук. С учениками 5-11 классов мы начинаем изучать САПР (систему автоматизированного проектирования), где учимся создавать трёхмерные модели и подготавливать файлы для печати на 3D-принтере. И, конечно же, продолжаем обучение по направлению «Электроника и программирование» совместно с моим коллегой Виктором Владимировичем Абросимовым.

А результат какой?

С 25 по 28 ноября 2020 года в Курской области проходил чемпионат «ЮниорПрофи». Школьники из малых городов – Льгова и Щигров – впервые приняли в нём участие наравне со своими сверстниками из Курска и Железногорска.

Учащиеся СОШ №4 пробовали свои силы в двух направлениях – «Мобильная робототехника» и «Электроника». Восьмиклассники Мария Игольницына и Даниил Фёдоров, шестиклассники Кирилл Постемский и Кирилл Марченко работали в компетенции «Мобильная робототехника». А восьмиклассник Артём Чулков и десятиклассник Роман Широких не только приняли участие в компетенции «Электроника», но и стали призёрами, заняв третье место! 

– В первый день мы выполняли задание по изготовлению прибора «Автономный контроллер дистанционного мониторинга и управления», – рассказал Артем ЧУЛКОВ. – Во второй занимались проектированием и программированием прибора «Центральный электронный блок управления автомобиля».

Соревнования, кстати, по известной причине проходили в режиме «онлайн» под прицелом видеокамер – как на ЕГЭ. Юные IT-шники из Льгова работали в программе «Tinkerkad», в которой нужно было не только запрограммировать свои приборы, но и отладить их работу.

Со своей задачей ребята справились блестяще. Так считают их преподаватели. И благодаря участию в весеннем проекте по развитию технической грамотности и творчества, а также председателю президиума КОМСОО «Спорадик» Валерьяну Алексеевичу Пиккиеву льговчанам была предоставлена возможность изучить новое направление заранее. 

– Отдельное спасибо ученикам, администрации школы и педагогу дополнительного образования В. В. Абросимову за поддержку и реализацию наших проектов, а также дальнейшее развитие в этой области, – говорит Анастасия Игольницына. – Я считаю, эта наша общая победа, и очень хороший старт для детей из малых городов, потому что, возможно, участие в таких конкурсах и проектах поможет ребятам с выбором профессии.

Кстати, со своей профессией призер «ЮниорПрофи» 14-летний Артём Чулков, похоже, уже определился.

– Да, я хотел бы стать программистом, – признался он, – потому что это новые и интересные навыки, хорошая зарплата в будущем и возможность работать с комфортом как дома, так и в офисе…

КСТАТИ

Под конец календарного года в центре цифрового и гуманитарного образования «Точка роста» СОШ №4 прошел фестиваль «Удивительные шашки» для учеников начальных классов. Мальчики и девочки учились играть в русские шашки и другие игры на шашечном поле под руководством преподавателей Марины Викторовны Чулковой и Сергея Алексеевича Агеева (благодаря «Точке роста» заместитель директора по воспитательной работе и учитель физкультуры переквалифицировались в шашечных экспертов!). Тренеры центра уверены, что шашки помогут формированию у детей творческого мышления, развитию логики и интеллекта.

– Благодаря полученным знаниям ребята освоят теорию и смогут сыграть как со своими одноклассниками, так и с учениками из других школ, – говорит Марина Викторовна. – В наших планах после всеобуча – турнир по игре в «Русские шашки» (а кое-кто уже не побоялся сыграть с преподавателем!). А позже организуем всеобуч по игре в шахматы…

№: 
Рубрика: