Экскурсоводы этнографического музея Банищанской СОШ Льговского района расскажут всё, что знают о символике курской вышивки

Диана Фрундина и Елизавета Юдина

В декабре прошлого года команда интеллект-клуба Банищанской школы приняла участие в XII Гражданском форуме Курской области «Перспективы развития малых городов и районов Курской области в повестке молодёжных объединений, НКО, бизнеса и власти». На форуме в Доме знаний подвели итоги областного конкурса социальных и бизнес-проектов #СозидайДальновидно, в котором банищанцы с проектом создания этнографического музея «Родники истории» взяли Гран-при. Диплом за подписью председателя Общественной палаты Курской области А. И. Лазарева, директора МЭБИКа В. М. Окорокова и других пополнил коллекцию школьных наград, а сам проект стал логичным продолжением многолетней краеведческой и воспитательной работы банищанских педагогов, сохраняющих и передающих подрастающему поколению местные культурные традиции и духовные ценности.

– Это не только предметы быта и одежда, мы стремимся сохранить сказки, песни, говор и обычаи наших предков, – говорит директор Банищанской СОШ и школьного краеведческого музея Лидия Александровна СИВОЛИНА. – Казалось бы, вот перед нами вышитый рушник, но сколько в него вложено труда и нравственной чистоты! Ведь молодой девушке его нужно было соткать, потом вышить орнамент так, чтобы каждый, кто берёт его в руки, оценил созданную красоту и трудолюбие его владелицы. По труду и честь, говорили наши предки, и такую девушку охотно брали замуж, принимали в семью…

Помочь вернуть общество к нравственной жизни – одна из задач будущего этнографического музея, который в Банищанской школе начался с создания уголка предметов старины в 2008 году. Изучение исторически утвердившейся культуры народа, которая создавалась веками, украшая мир и Отечество, расширяет пределы собственного бытия. Так считают банищанские педагоги.

В школе уже отрепетировали экскурсии, посвящённые народному костюму и символике курской вышивки. Экспозициям, конечно, не хватает современных витрин и пространства, но ценность экспонатов это не умаляет. О них гостям школы рассказывают одиннадцатиклассницы Диана Фрундина и Елизавета Юдина, не забывая при этом упомянуть о народных праздниках, орудиях труда и предметах быта крестьян. Эти девушки вместе с Л. А. Сиволиной и представляли социальный проект школы на региональном конкурсе #СозидайДальновидно. О рушниках и свадебных обрядах они, кажется, знают всё!

– В старину не было ни одного дома в селе Банищи без рушников – самобытных полотенец, в украшениях которых использовались традиции глубокой древности, – рассказывает Диана. – Наши бабушки очень любили вышивать и творили чудеса из цветных ниток. Они вышивали рушники, наволочки, занавески, скатерти. А каждый рушник имел свой орнамент – растительный, животный, геометрический, абстрактный, который показывал назначение и роль полотенца в быту. В этнографическом уголке нашей школы хранятся рушники, подаренные Любовью Ивановной Колупаевой и Ксенией Михайловной Ветчиновой. По ним мы изучаем историю местных традиций, в том числе свадебного, родильно-крестильного и погребально-поминального обрядов…

Рушники делали из конопляного полотна шириной 30-40 сантиметров от трёх и более метров длиной. Для украшения использовали вышивку, кружево, бранное ткачество.

– В нашем селе свадебный рушник вышивали красными нитями, – продолжает Елизавета, – и особенно интересны символы: земля, дающая корни, над землей – храм и хлебные  колосья (вера и достаток)... А ещё вышивали женские фигурки. Например, на том, что хранится в музее школы, женская фигура стоит «руки в боки», что означало – она замужем. До замужества на рукаве девичьей рубахи изображались женские фигурки с поднятыми руками, то есть девушка свободна, подходите, знакомьтесь, а если руки опущены – она сосватана, смотрите, где-то рядом жених…

Особое место в коллекции музея занимают видеозаписи с песнями в исполнении жительниц села Банищи.

– Русская народная песня, корни которой уходят в далёкое прошлое, имеет богатую и интересную историю, она неразрывно связана с историей России и её маленькими частями – нашими селами, – говорит Лидия Александровна. – Народные песни воспитывают чувство меры, простоту, скромность, доброжелательность и приветливость. Не один год мы записывали и продолжаем записывать песни в исполнении наших бабушек и прабабушек…

Особенно много песен  и заливистых частушек знала Мария Петровна Коростелёва – «Каманя», так называли певунью в Банищах. Её неповторимый голос и душевное исполнение русских народных песен даже в записи покоряет сердца односельчан. Теперь наследие «Камани» и её подруг в Банищанской СОШ изучают на уроках музыки и вокала, а курские песни с удовольствием поют и взрослые, и дети.

– Очень хорошо, что народный фольклор жив, и не просто жив, а живёт рядом с нами, в нашем родном селе, – говорят выпускницы школы Диана и Елизавета. – Нам хочется, чтобы этнографический музей был не просто интересной комнатой «зайти, посмотреть, сделать селфи», а добрым тёплым домом, в который непременно захочется вернуться, даже когда уйдём из школы. Домом, который всегда с тобой…

№: