Недавно состоялась ежегодная международная научно-практическая конференция России «Гайдаровский форум». Обсуждались не только вопросы житьябытья во время пандемии, но и важные экологические темы. Гендиректор ППК «Российский экологический оператор» Денис Буцаев, например, сообщил, что федеральная схема по обращению с отходами, принятая в России, потребует создать новые предприятия в дополнение к существующим.
– Для реализации стоящих перед отраслью задач доведения уровня сортировки отходов до 100% и двукратного сокращения захоронений на полигонах в стране создана федеральная схема по обращению с отходами, в которую включены все и существующие, перспективные или создаваемые объекты, – отметил Денис БУЦАЕВ. – Она предусматривает создание 1200 предприятий к тем 1800, которые уже работают сейчас. Но и многим действующим потребуется модернизация.
По словам Буцаева, твердые коммунальные отходы, с которыми имеют дело переработчики, почти на треть состоят из остатков пищевых продуктов, на 20% – из разнообразной макулатуры, на 1112% – из пластика. Около 30% твердых коммунальных отходов невозможно превратить во вторичные материальные ресурсы, но остальные можно и нужно восстанавливать. Большинство видов пластика можно использовать повторно до семи раз, а стекло, алюминий, железо – бесконечно. Но для этого нужна инфраструктура.
Сейчас из 60 миллионов тонн собранных отходов на сортировку попадает около 18 миллионов тонн, а во вторичный оборот удается вернуть только 2,7 миллионов тонн. По оценке гендиректора ППК «Российский экологический оператор», для повышения эффективности обращения с отходами потребуется существенное финансирование – как бюджетное, так и внебюджетное. Потому что решить все проблемы за счёт собранной с населения оплаты и неправильно, и невозможно.
Отрасль по обращению с отходами – низкофинансированная, вложения в неё могут окупиться через 1218 лет. Одним из источников может быть фонд, который возникнет при реализации принятой в конце прошлого года новой концепции расширенной ответственности производителей.
Кроме того, большую роль в успехе реформы будет играть ответственное отношение к делу потребителей и производителей. Первым надо поменять отношение к мусору и воспринимать его как товар, ценные материальные ресурсы, считает Буцаев. А вторым – разрабатывать новые товары и способы его упаковки с учётом интересов экологии. Решая маркетинговые задачи, компаниипроизводители создают себе и другим большие экологические проблемы…
В качестве примера приводились производители игрушек. Чтобы произвести впечатление на юных покупателей, они могут так упаковать товар, что сама игрушка просто потеряется в огромной пластиковой коробке. А родители зачастую вскрывают и выбрасывают её прямо в магазине, чтобы не таскать огромную тару ради её весьма компактного содержимого.
Фото из открытых источников