Достучаться до каждого сердца

Живые трепетные слова… Как важно слышать их ещё со школьных лет. И хорошо, когда есть учитель – знающий, современно мыслящий, умеющий найти такие слова и достучаться до детского сердца. Как Марина Михайловна Пузанова – педагог с более чем тридцатилетним стажем. Всю жизнь она преподаёт русский язык и литературу в Селекционной  средней школе, справедливо считая свои уроки уроками нравственности, сама пишет стихи, поощряя пробы пера и любые стихотворные опыты своих учеников. Такое время от времени случается, ведь на её уроках поэзия звучит часто. Мудрая учительская стратегия, тонко подмеченная поэтом Николаем Заболоцким: тот, кто жизнью живёт настоящей, кто к поэзии с детства привык, вечно верует в животворящий, полный разума русский язык… 
– Мой первый друг, мой друг бесценный, и я судьбу благословил, – проникновенно произносит пушкинские строки мальчик, удивительно похожий на лицеиста Ивана Пущина, которому они посвящены.
На уроке литературы в шестом классе, где мне довелось побывать недавно, это стихотворение декламировали все ученики. Удивительная, неразгаданная тайна – одни и те же стихи звучат по-разному благодаря голосу и интонациям чтеца… Нехитрый учительский приём («А давайте ещё раз послушаем!») заставляет привыкать к поэзии через единственно верное, личное восприятие. Стоило ли учить наизусть написанное почти два века назад послания Пушкина своему товарищу, разбирая текст? Стоило. Потому что после рассказа о том, как было написано стихотворение, дети уверенно ответили на вопрос о том, чему оно учит: ценить дружбу и не унывать в горе. Где ещё они сделают такие зрелые выводы, задумаются о непреходящих ценностях? Только на уроке, располагающем к доверительному разговору. Не без того, чтобы порассуждать согласно учебному плану о вольнолюбивых настроениях в творчестве великого русского поэта, но ещё и услышать сердцем какие-то волнующие душу слова, которыми запомнятся на всю жизнь уроки литературы.
Звонки, уроки, перемены, снова уроки… Жизнь по расписанию? Или по замкнутому кругу? Нет, возражает Марина Михайловна, это череда событий, делающих учёбу увлекательной. Тут и новое прочтение знакомых с юности литературных произведений, и непредсказуемая реакция учеников на сюжеты, рифмы или лексические значения слов, и забавные ошибки в сочинениях… Без этих мелочей, ради которых надо неустанно работать прежде всего над собой, она уже не представляет свою жизнь. Почему выбрала эту вечную, но такую непростую, как выяснилось, профессию? А потому что повезло с учителями. 
Её первой наставницей была Любовь. Знакомство с учительницей начальных классов Любовью Матвеевной Губиной стало одним из ярких детских впечатлений. И не оставило никаких сомнений в том, что учитель  не столько специальность, сколько особый образ жизни. Так получилось, что первое сентября не стало для Марины-первоклассницы праздником с роскошными бантами на голове, торжественной линейкой и красивым букетом цветов. Как-то некстати заболела она тогда да ещё и задержалась дома после болезни на несколько недель. В результате встречи с первой учительницей были домашними. Она приходила к ней заниматься после уроков в школе, а иногда и по вечерам, когда уже смеркалось. Что-то очень важное, кроме чтения по слогам, усвоила тогда маленькая Марина от этой скромной, доброй, на редкость чуткой женщины. И очень скоро стала подражать Любови Матвеевне, играя в школу с подружками, младшей сестрёнкой и даже со своими куклами.
А ещё был папа – учитель физкультуры Банищанской средней школы Михаил Яковлевич Котов. Педстаж его, если бы кто-то взял на себя труд подсчитать его не только по записям в школьных журналах, наверняка побил бы все мыслимые рекорды. Выходных у него, как вспоминает Марина Михайловна, вообще не было. Не только мальчишки, но и взрослые, в любую погоду и в любой день шли в спортзал, двери которого были открыты с утра до позднего вечера. Кое-кого из школьников приходилось, правда, уговаривать посещать спортивные секции, чтобы не теряли время попусту или ещё хуже – не попадали в дурные компании… И не напрасно. Натренированные в школьном спортзале ребята уходили в армию и писали потом своему физруку: «Спасибо вам, Михаил Яковлевич, что сделали меня сильным, выносливым, что заставляли бегать, выполнять спортивные нормы, потому и служить теперь нетрудно…»
Наставник целого поколения банищанской молодёжи давно умер. Его дочь время от времени открывает семейный фотоальбом, который пестрит фотографиями отца. Он любил фотографировать, но не себя, а всё больше школьные мероприятия, которые проходили под его руководством – лыжные соревнования, забеги на разные дистанции, военно-спортивную игру «Зарница», туристические слёты, выезды на уборку урожая… Такой образ учителя – человека деятельного, неравнодушного, влюблённого в своё дело – сформировался в представлении Марины к старшим классам. К тому времени у неё появились любимые предметы – история, французский язык и литература. Настолько любимые, что долгое время она не могла определиться, на какой факультет поступать. Но то, что это будет пед-институт, знала точно, несмотря на возражения отца, который её выбор не одобрял. А дочь настояла на своём – выбрала литфак, потому что с детства любила читать. Это тоже беспокоило отца. Видя, что дочь не расстаётся с книгами и почти не помогает по хозяйству маме, Михаил Яковлевич как-то не выдержал и договорился со школьным библиотекарем, чтобы ей целый месяц не давали книг. Наказание запомнилось. Как старшая дочь в семье, Марина усвоила этот урок и в будущем делила обязанности по дому с чтением, которое так и осталось для неё любимым занятием. 
Теперь она приучает к этому своих учеников на уроках литературы и мировой художественной культуры. Последний предмет сравнительно новый, очень информативный и, по мнению Марины Михайловны, необходимый. Это как бы заочное путешествие по всему миру и возможность заниматься самообразованием, проверяя свои знания по истории, географии и многим другим предметам. Школа как образовательный центр вообще многое даёт, в этом она убедилась на себе. Ей хватило всего двух, чтобы понять это и найти себя, – Банищанской и Селекционной. В первой училась она сама и работал её отец, а вторая стала первым и единственным местом её работы. Здесь она не просто постигла и до сих пор постигает, как она считает, секреты учительской профессии. В Селекционной школе она стала Почётным работником общего образования РФ и председателем профкома, здесь её труд был отмечен грамотами Министерства образования РФ, Курской областной Думы и администрации Льговского района. С благодарностью вспоминает она опытных педагогов, которые поддерживали её, выпускницу Курского пединститута, на первых порах – Зинаиду Николаевну Гаврилову, Галину Григорьевну Примак и Валентину Ивановну Вертикову. Впрочем, кое-кто и сегодня рад её поддержать…
– Это стойкий человек, способный держать удар, – говорит о Марине Михайловне В. И. Вертикова, – а в её жизни такое бывало не раз. Но принимала она все испытания достойно и работала всегда по полной программе, оставаясь неизменно позитивным человеком. Она любит учиться, и это верный признак того, что она не ошиблась в выборе профессии. Это хороший учитель, который умеет находить путь к сердцам детей, а взаимопонимание с родителями ей в этом помогает. 
Можно ли перехвалить учителя? По-моему, нет. Никогда не хватит слов, ведь речь идёт о профессии дальнего действия, если вспомнить ещё одного воспевшего учительский труд поэта. Значимость её в наше время, в век высоких технологий и больших скоростей, когда стремление к достижениям сиюминутным стало почти естественным, только возросла. Профессиональный выбор молодёжи нередко тем и продиктован – чтобы как можно скорее ощущать отдачу, самоутверждаясь этим в обществе. Но есть другие профессии, где результаты напряжённого труда и огромных душевных затрат видны спустя годы, десятилетия. Тогда вновь – как эхо школьного урока о главном – зазвучат вдруг живые, идущие от сердца трепетные слова. Слова благодарности и признательности тем, кто посвятил себя профессии вечной.

№: 
Рубрика: