Дневник неизвестного солдата

Погода с утра выдалась довольно скверная: с неба сыпалась холодная изморось, хмурые тучи сгущались, закрывая последние просветы неба, мокрая пожухлая трава сиротливо прижималась к самой земле… 
Валентина шагала на автобусную остановку. Собиралась поехать в краеведческий музей, но ехать совсем не хотелось. Это ж надо было выбрать для музея такой день! Зонт был оставлен дома в суматохе, а возвращаться не было времени. Промозглый дождь обволакивал плечи, капал за шиворот, заставляя то и дело поёживаться. Бр-р-р, как же противно! 
Ещё и с мамой повздорила: та заставила её надеть шапку. Эх, не успела проскользнуть незамеченной… Теперь девочки будут ехидно посмеиваться, переглядываясь друг с другом. Ну почему всё вокруг так скверно? 
Музей оказался небольшим одноэтажным зданием. Встретила женщина-экскурсовод, приветливо улыбаясь. Начала водить по залам, показывать музейные экспонаты и рассказывать их историю. Валентина совсем не слушала её, занятая своими хмурыми мыслями. Без особенного интереса рассматривала фрагменты оружия, боевых снарядов, оставшихся после Великой Отечественной войны. Но тут её внимание привлекла пожелтевшая от времени, потрёпанная тетрадь. Валентина попросила разрешения посмотреть. Листала осторожно, напряжённо вглядываясь в полувыцветшие неровные строчки. Это были дневниковые записи солдата, участвующего в Курской битве 75 лет назад. Как только начала читать, уже не могла оторваться. Валя будто проникла в чужую жизнь, на мгновение заглянула в чужую душу. 
«10 июля 1943 года. Здравствуй, мой дорогой дневник. Сегодня меня и моего товарища Гришку привезли в Поныровский район. Наш командир – Романовский, хороший, сильный мужик. Устроились неплохо. А какие здесь закаты…
До скорой встречи. Твой М. В. 
11 июля 1943 года. Сегодня наш взвод полностью собрался. Теперь нас восемнадцать человек. Познакомившись со всеми, я узнал, что мы из разных уголков страны. Русские видны сразу. Ах, какой весёлый паренёк, этот украинец! Более осмотрительны узбек, татарин и казах. А чеченец вообще разговаривать не любит, ходит вечно с кислой миной. Завтра мы уходим – где прикажут, там и будем. 
P.S. Романовский сегодня был взволнован. Интересно, почему? 
13 июля 1943 года. Нас остановили в деревне Самодуровка. Чудное место, но есть один подвох. Фрицы рядом, а продержаться надо до прихода 224-го полка. Как это сделать? Будем думать вместе. Страшно…
14 июля 1943 года. А сегодня день рождения. Не у кого-то, а у меня. Пожелать себе хочу одного – выжить. Выжить любой ценой и фрицев побольше перебить! Мать не пожалели, сестрёнку не пожалели, но я отомщу. Сам себе клянусь – отомщу!
Немец подошёл уже вплотную. Надо наступать, будем возвышенность отвоёвывать. Гришка теперь помощник Романовского. Молодец, дружище! 
P.S. Чувствую – много крови будет». 
По спине Валентины бегали мурашки, ком подкатил к горлу, а глаза защипали от накатившихся вдруг слёз. Но она продолжала читать.
«15 июля 1943 года. Отвоевали! Числом нас сломить хотели, но не тут-то было. Они числом, а мы умом. После этого боя есть ещё за что мстить. Гришка, друг мой, пал при штурме. Стреляли в него несколько раз, а он не падал, бежал и бил этих проклятых немцев. Страха и недоумения в глазах врага было полно. Да, и Александр Демидович ранен. Рана крепкая, а он не сдаётся, всё твердит: «Отвоюем, братцы, отвоюем!» 
Твой будущий герой – Мишутка.
16 июля 1943 года. Хитростью нас взять хотели, думали, мы не видим. А природа нам помогает. Они по полю ползли, а к нам сорока прилетела и стрекочет – значит, идут фрицы. Украинец было хотел идти в атаку, а Романовский всё же хитрее проклятых – близко подпустил. Когда не ожидали, тут мы им устроили. Разгорелся жаркий бой. Ещё двоих потеряли, Демидовича ещё раз ранили, думали, что убили, а он вздохнул и встал! Немцы так и кричали по-своему: «Черти!» 
P.S. Выигрываем, но чувствую: не выживем. 
17 июля 1943 года. Отодвинули немцев на два километра. Спасибо нам 224-й полк скажет. Только есть проблема: воевать нечем и некому. Осталось нас семь человек. Против нас – танки и самоходки. Целый полк пустили. А наши? Ранены, убиты…
А меня, чувствую, с того света Гришка хранит. Всё как-то на ухо шепчет: то «в куст стреляй, а там фриц сидит, то в другое место перейди, а в моё старое танк выстрелит». Вот какие чудеса на свете есть!
P.S. Смерть так и ходит, так и рыщет, что ей только надо?
19 июля 1943 года. Ну вот и всё, наверное. Окружили нас, видим мы, что и жить недолго осталось. Но я могу уйти спокойно. Могу! Я отомстил! Двадцать пять фашистов убил. Сердце моё теперь спокойно. Все мы понимаем, что конец, что последний бой впереди, а все спокойны, потому что сделали. 224-й полк уже рядом, а мы ещё сможем дать отпор. Так дадим, что все запомнят!
P.S. Прощайте все…
20 июля 1943 года. Несколько часов в адовом кольце… Три танка остановили. Патронов не было, штыками и лопатами били, забирали автоматы и стреляли. Думали, гады, что меня убили… А я ещё живой. Чувствую, смерть рядом. Написать надо на последнем дыхании, чтобы помнили: нас восемнадцать, а их – полк, а мы шли без капли страха. Живи и помни: «Русские не сдаются!»
…Вот и всё. Перевернут последний пожелтевший листок, прочитаны последние строчки. Валентине вдруг стало нестерпимо стыдно за свою недавнюю слабость. Вспомнилось сразу её утро, сонная лень, жалобы на плохую погоду. Ещё на маму накричала, тоже мне – трудности… Плохая погода и ненавистная шапка? Вот жил человек! 75 лет назад он жил, думал, чувствовал, любил… Он был таким молодым, когда ему пришлось умереть. Он и ещё таких же восемнадцать парней, не успевших пожить. А по-другому они не могли, потому что не о себе думали. Думали о других, о тех, кого защищать должны были, за них погибали, за страну свою, за Родину! Разве не было им страшно, трудно и больно? Было. Но они терпели, превозмогая себя и шли вперёд! Вот с кого надо брать пример: пример храб-рости, выдержки, огромной силы духа.
Валентина ехала домой уже другим человеком. Она как будто повзрослела за эти несколько часов. Теперь она знала, что любые трудности перенесёт, со всем справится, ведь что такое трудности девочки, живущей под мирным небом, по сравнению с тяжёлой судьбой её славных предков, погибших ради неё и других таких же девочек и мальчишек? Такими предками по праву нужно гордиться. И помнить.
Яна ГУТОРОВА, выпускница Кудинцевской СОШ, студентка филфака КГУ