Цифровое лицо терроризма. Как вербуют российскую молодежь в интернете?

Интернет, появившись в середине 90-х годов прошлого века, стал одним из основных каналов массовой информации. По подсчётам аналитиков журнала «Посреди России», хотя бы раз в сутки в сеть выходят 52 миллиона россиян. В виртуальном мире люди ищут и публикуют информацию, знакомятся, играют, работают…  Цифровая паутина прочно опутала мир, изменив традиционные формы общения и этим успешно пользуются экстремистские группировки, главной задачей которых является вербовка молодых людей, не определившихся в своих идеологических приоритетах.

– Под ударом оказывается молодёжь и подростки, чьи ценностные ориентации  неустойчивы, а их жизненные установки пока ещё могут склониться как в сторону принимаемых обществом моделей поведения, так и в сторону асоциальных, антиобщественных действий, – говорит врио начальника МО МВД России «Льговский» А. А. ВАСИЛЬЕВ. – Дети и молодёжь очень рано приходят в интернет и именно на них ориентирован «особый» контент и особые технологии воздействия на личность, склоняющие к смене вероисповедания, к идеологии терроризма и экстремизма.

– Александр Александрович, как разглядеть экстремистскую пропаганду, каковы её признаки?

– Группировки боевиков и представители экстремистских движений объединяются на новейшей идеологической основе, разработанной в зарубежных, в том числе и исламистских центрах. Радикальная идеология, призывающая к агрессивному противостоянию, формирует такое состояние сознания отдельного человека, которое позволяет ему не только оправдывать совершаемые преступления, но и планировать их в последующем самому, осуществлять диверсионно-террористические и военные акции. Такие акции молодёжи преподносят как единственно эффективные действия в складывающихся обстоятельствах. Не понравился закон – значит, нужно выходить на митинги, жечь покрышки, устраивать беспорядки и т. п.

– Так начинались большинство «цветных» революций в постсоветском пространстве...

– Именно! Цифровые террористы используют тактику «ожидания», внедряются через Интернет в идеологическое пространство общества, накапливая свой потенциал в молодёжной среде и выжидая очередной идеологический кризис в каком-либо из регионов. Интернет используют не только в качестве пропаганды, но и для распространения различных материалов по организации террористической деятельности, а также для непосредственной координации и управления лицами, оправдывающими экстремизм и терроризм. Но закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» существенно ограничивает возможности открыто транслировать ценности экстремисткой и террористической идеологии. В нём дана правовая и политическая характеристика экстремизма в совокупности определён­ных взглядов, действий и поступков. Если все эти характеристики будут иметь место в информационных контентах (включая интернет, социальные сети, блогосферу) как позитивные, то это можно рассматривать как прямое нарушение законодательства, и, следова­тельно, такой контент будет запрещен, а его создатели должны понести наказа­ние.

В межмуниципальном отделе МВД России «Льговский» совместно с Центром по противодействию экстремизму при УМВД России по Курской области проводится работа по мониторингу льговского сегмента сети интернет на предмет выявления запрещённого контента. В прошлом году за публичное демонстрирование нацистской атрибутики по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ к административной ответственности был привлечён житель г. Льгова. В этом году стражи правопорядка выявили уже три факта информирования экстремистской направленности в местных соцсетях.

– А какой именно контент может быть расценен как противоправный и экстремистский?

– Закон предусматривает запрещение контентов, ориентированных на позитивную оценку деятельности общественных и религиозных объединений, либо иных ор­ганизаций,  физических лиц, планирующих организацию, подготовку и совершение действий, направлен­ных на насильственное изменение основ конституционного строя и наруше­ние целостности Российской Федерации, подрыв её безопасности, захват или присвоение властных полномочий, создание незаконных вооружённых формирований, осуществление террористической деятельности, возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также со­циальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию.

Нельзя одобрять унижение национального достоинства,  массовые беспорядки, хулиганские действия и акты ван­дализма по мотивам идеологической, политической, расовой, националь­ной или религиозной ненависти либо вражды в отношении отдельных лиц или какой-либо социальной группы. Закон запрещает пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности гра­ждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, националь­ной, религиозной или языковой принадлежности. То же самое относится и к пропаганде и публичному демонстрированию нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской.

Закон также предусматривает запрет позитивной оценки экстремистских мате­риалов (их определение дано в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ), вклю­чающих в себя труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосно­вывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосход­ство, либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение ка­кой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

– В интернете могут встречаться скрытые техники публикации запрещённой информации. Молодежь, да и взрослые готовы поверить во всё, что пишут и говорят блогеры или неофициальные СМИ…

– Здесь выход один: научиться проверять информацию. Но на это готовы единицы, людям просто не хочется терять время. Кроме этого, они не подготовлены к критическому восприятию информации. Ни в средней школе, ни в ВУЗах (за очень редким исключением) не учат работать с информацией. Понятие «критики источника», то есть изучение его на предмет исторической достоверности, признаков субъективности и наличия признаков подделки, для подавляющего большинства – пустой звук. Современный обыватель готов поверить во что угодно: в любую «теорию заговора», мифологию и конспирологию. Поэтому неумение трезво оценивать верность информации в сочетании с недоверием к официальным СМИ – это та благодатная почва, которую щедро подпитывают идеологи и пропагандисты экстремизма.

– Как понять, что та или иная публикация – это дезинформация?

– Постарайтесь определить время и место появления информации, найдите её первоисточник, автора текста, поста. Изучите обстоятельства появления или публикации информации, задумайтесь, с какой целью она вообще появилась. Нужно научиться видеть и разоблачать подтасовки, и уметь объяснять это окружающим. Это единственное средство против дезинформации. По-хорошему навыком такой критики должен владеть каждый регулярно пользующийся интернетом человек.

Фото из открытых источников

№: 
Рубрика: