Чужую боль воспринимая, как свою

Всем известен детский стишок, в котором есть строки: «Все профессии нужны, все профессии важны». Это я к чему, дорогие читатели? Уважать и ценить чужой труд меня, как и многих из вас, учили с детства. Он необязательно может быть оценен только деньгами. Для каждого человека, в какой бы сфере он ни работал, важны наши благодарность и признание. За каждой организацией скрыт колоссальный труд людей, который мы зачастую не замечаем, проходим мимо. А получив какую-то услугу, и вовсе  не утруждаем себя, чтобы сказать такое простое и в то же время очень нужное «спасибо». Откуда взялась эта проблема? Неужели в 21 веке все такие равнодушные и эгоистичные? Эти два вопроса мучили меня до недавнего времени, пока я не пообщалась с одной замечательной женщиной…

За сто лет существования нашей газеты в ней было написано множество статей о разных профессионалах своего дела. Но как вы считаете, у кого можно поучиться такому нужному в наше время неравнодушию и милосердию? Думаю, у работников скорой медицинской помощи. В преддверии их профессионального праздника, который отмечается 28 апреля, руководство Льговской центральной районной больницы  разрешило увидеть, так сказать «изнутри», как работает скорая помощь. 

– Алло, скорая, слушаю Вас – именно такие слова мы, набрав нужные цифры «03», слышим в трубке своего телефона, когда нам или нашим близким нездоровится. При этом несложно представить, что за этими цифрами скрыт единый «организм», который работает, как часы. А время здесь имеет огромное значение… 

– У меня своё представление о счастье, – рассказывает фельдшер скорой помощи, стаж работы которой 31 год, Валентина Ивановна Булавинова – Любовь к людям – вот что важно. Принимать чужую боль как свою невозможно, если не относиться к людям с любовью. 
Убедиться в верности этих слов я смогла, отбыв с Валентиной Ивановной и  её водителем Владимиром Павловичем Чичканёвым дневную смену – с восьми утра до восьми вечера. Ежедневно и еженощно, т.е. посменно, в отделении скорой медицинской помощи Льговской больницы работают три бригады, и каждая за свою смену обслуживает от 5 до 15 вызовов.

«И не такое увидишь…»

Начало смены выдалось спокойным, почти час мы просидели в отделении скорой помощи. И вот долгожданный (потому что никто здесь не привык сидеть без дела) вызов – родственников 88-летней бабушки беспокоит её самочувствие. Пока ехали, Владимир Павлович разоткровенничался: «На вызов всегда приезжаем вовремя, вот только дороги наши оставляют желать лучшего. Иной раз переживаю, что не успеем. В нашей работе-то счёт идёт на секунды. Сам я работаю здесь с 1981 года, всякое видел. Моё дело маленькое – доставить с вызова на вызов, а вот фельдшерам нашим нужно памятник поставить за их терпение, трудолюбие и самоотверженность».

Приехали по адресу, Валентина Ивановна взяла с собой чемодан-укладку с лекарствами, необходимыми для оказания первой медицинской помощи, карту вызова для записи данных больного и ручку. У дверей нас встретила приятная худощавая женщина небольшого роста (позже выяснится, что бабушка – это мама её мужа). В доме много родственников и все сидят возле кровати бабули, переживают. Она уже почти не узнаёт родных, плохо слышит и разговаривает. Пока фельдшер осматривала её, мама женщины, встретившей нас у дверей, рассказала нам о том, как, по её мнению, работает местная «скорая»: «Зовут меня Анна Леоновна Бакренко, мне 75 лет. Сами понимаете, что для скорой помощи я постоянный «клиент» в силу своего возраста и здоровья. Приезжают  быстро, иногда только трубку успеваю положить. К фельдшерам всегда относилась и отношусь с уважением. Для меня это люди с огромным сердцем, они оставляют свою частичку в каждом обратившемся к ним. Всегда помогут, выслушают, дадут совет».

Следующий вызов был также к пожилой женщине. Скорую вызвала её дочь, которая сообщила, что её мама упала с кровати. На месте выяснилось, что упала она ещё 10 дней назад и у бабушки перелом шейки бедра. Медлить нельзя, ей наложили на ногу шину и отвезли в больницу в сопровождении дочери и её мужа. Описывать всю ситуацию не очень хочется. Крики пожилой женщины, которую родственники так неаккуратно переворачивали на кровати и опускали на носилки, словно тряпичную куклу, надолго останутся в моей памяти.  Всё дорогу в больницу я была в лёгком шоке и даже не знала, как реагировать. Отчего-то очень захотелось плакать, но родственники мило шутили (нервничали, наверное), и нужно было держаться и для чего-то улыбаться в ответ. 

В голове не укладывался и до сих пор не укладывается этот контраст: дом, полный родных и близких, сдувающих пылинки с бабушки и … И в мыслях промелькнула та самая фраза Валентины Ивановны: «Любовь к людям – вот что важно. Принимать чужую боль как свою невозможно, если не относиться к людям с любовью».

– Не переживайте, на нашей работе и не такое увидишь, – успокаивала меня Валентина Ивановна, пока мы ехали на следующий вызов. – И роды в машине скорой помощи принимала, и везла в больницу мужчину, которому руку переехал поезд…

– И Вы вот так спокойно об этом говорите?!

– Это на первый взгляд кажется, что я спокойна. Иногда такое видишь, что сердце разрывается, но эмоции в моей профессии всегда должны оставаться на втором плане. За то время, пока  буду, как говорят в народе, «сопли на кулак наматывать»,  можно спасти не одну человеческую жизнь. Иногда и свою приходится спасать. Думаете, у нас мало вызовов от людей в состоянии алкогольного опьянения? Телефон – не алкотестер, по нему не определишь, пьян человек или нет. Ножами угрожают, просят до магазина подвезти. А что, некоторые думают, что доставить их в магазин за алкоголем – тоже один из видов скорой помощи…

В диспетчерской

Объездив почти весь Льгов и его район, Валентина Ивановна и Владимир Павлович присели выпить горячего чайку, пока выдалось несколько свободных минут. Дело шло к концу смены. Забегая вперёд, скажу, что в тот день, в основном, все выезды были к пожилым людям. Кто-то жаловался на головные боли, кто-то на боли в конечностях, была и женщина, потерявшая сознание в магазине, находящемся недалеко от нашей редакции – перенервничала.

Признаться, я и сама была всю смену на нервах, и чтобы хотя бы как-то себя успокоить, решила пообщаться с человеком, чья работа более спокойна – с диспетчером скорой медицинской помощи Натальей Васильевной Ткаченко.

– Когда-то я тоже работала фельдшером и отдала этой профессии 28 лет своей жизни. И сейчас бы им поработала, но здоровье уже не то. Диспетчером работаю около 12 лет. 

– Наталья Васильевна, сколько примерно вызовов приходится на три бригады одной смены?

– За одну смену принимаю от 20 до 30 вызовов. А за сутки от 30 до 60. 

– Валентина Ивановна рассказала, что нередко сотрудников скорой помощи вызывают люди в состоянии алкогольного опьянения…

– Да, таких случаев очень много и опасны они не только тем, что пьяные люди часто ведут себя агрессивно, но ещё и тем, что это бессмысленные выезды – тратится драгоценное время фельдшеров, которое можно было бы уделить человеку, действительно попавшему в беду.

Ближе, чем мы думаем

19:55 – до конца смены оставались считанные минуты, в отделение скорой медицинской помощи уже приехали водитель, фельдшер и диспетчер, заступающие в ночную смену. 

А я всё вспоминала, как Валентина Ивановна проработала с улыбкой все 12 часов. Как бы тяжело ни было, что бы ни случилось, она целый день подбадривала каждого, вызвавшего её на помощь. 

Спустя пять минут, мы попрощались и разошлись по своим делам. Кстати, по пути домой я вдруг поняла, что тоже забыла сказать этим людям самое главное – спасибо. Не за день, проведённый с ними, а за возможность увидеть своими глазами эту бескорыстную помощь и бездонность человеческого терпения и любви к ближним. 

Обращаясь к читателям, хочу сказать, что герои 21 века – это не видеоблогеры ютуба,  не герои передач Андрея Малахова, не персонажи американских комиксов, не Супермен и даже не Тор. Оглянитесь вокруг, герои ближе, чем мы думаем. Простые люди, работники скорой помощи,  которые ежесекундно спасают чью-то жизнь, даже сейчас, в тот самый момент, пока вы читаете статью, не нуждаются в славе и популярности. Они просто  любят свою работу и ценят не только свою, но и чужую жизнь, потому что действительно знают ей цену.

№: