Афганские будни комбайнера Николая Коренева из Льговского района

Про Николая Ивановича Коренева из села Кромские Быки районная газета писала не раз. Всю свою трудовую жизнь он проработал комбайнером: 20 лет на «Ниве», 13 лет на «Дону» – в колхозе имени Черняховского. В битве за урожай всегда побеждал, с малолетства приучал к тяжелому крестьянскому труду и своего сына Женю. «Пишите что хотите, а мне зерно убирать надо», – так обычно отвечал он на распросы журналистов. И, конечно, в таких разговорах на ходу он никогда не упоминал, что 18­летним юношей попал в Афганистан и прослужил в самом пекле военным водителем 21 месяц.

Шоферить пытливого к технике паренька научил Никифор Григорьевич Белых или Дед, как его называет Николай Иванович. Дед работал в автоколонне, в пору уборки урожая возил с полей кромбыковского колхоза зерно. В те, другие времена, водители грузовиков охотно брали мальчишек в помощники: помочь при погрузке-разгрузке, документы поднести, да и веселее вдвоём в кабине. За лето, вспоминает Коренев, ему удавалось заработать денег на школьную форму и канцелярские принадлежности. А рос он в многодетной семье, был самым младшим из девятерых детей. В средней школе отучился на механизатора, чуть позже получил водительские права. До призыва в армию успел поработать в колхозе водителем бензовоза, а в октябре 1979-го года пришла повестка.

Молчаливый кромбыковский парень попал в комендантскую роту отдельного батальона материального обеспечения в Оренбургской области. Полгода возил командира, а в марте 1980-го в часть пришел приказ об отправке 80-ти человек в Афганистан. Среди них был и Николай Коренев.

– Ехали 12 суток товарняком, сначала до Куйбышева, потом до границы Туркмении, в город Кушка, – вспоминает Николай Иванович.

«Дальше Кушки не пошлют, меньше взвода не дадут», – гласит старая пословица офицеров императорской, а позже Советской армии. Сейчас это название ни о чём не говорит нынешним старшеклассникам и студентам. А до 1991 года Кушку наши школьники знали как самую южную точку СССР – место, где кончается география. Это там в июле температура зашкаливает за +40 градусов, а в январе – за -20. Там русские инженеры в конце 1890-х годов построили крепость, самую мощную во всей Центральной Азии, и именно из Кушки в ночь с 27 на 28 декабря 1979 года в Афганистан вошла 5-я гвардейская мотострелковая дивизия. Тогда и начался отсчет дней и ночей Афганской войны.

С 1980-го в Кушке, куда прибыл Николай Коренев и его сослуживцы, размещалась 1468-я перевалочная база Туркменского военного округа, снабжавшая 40-ю армию, находившуюся в Афганистане. Во время войны многие военнослужащие, отправляемые в зону боевых действий, проходили на Кушке акклиматизацию.

Южнее Кушки и в 120 километрах от границы с Ираном расположен город Шинданд с аэропортом. Туда в составе колонны предстояло доставлять грузы водителю Николаю Кореневу. 

Родители Коренева знали, где находится их сын. Конечно, переживали. Но парень родился в рубашке: за более чем полтора года службы ни разу не был ранен, да и в тяжёлые передряги с перестрелками и засадами не попадал. По прибытии в Кушку Николай познакомился с КамАЗом, за рулём которого преодолел не один перевал. Технику, говорит, тогда выдали новую и почти сразу – в путь.

– Конечно, рисковали, а порой и гибли ребята, – говорит Н. И. Коренев. – Колонна из грузовиков под прикрытием бронетехники растягивалась на несколько километров. Старались ехать быстро и только в светлое время суток.

В оперативную задачу батальона входило обеспечение боеприпасами, горючим и продовольствием частей 40-й армии от Герата до Кандагара. Как говорится на военном языке, плечо подвоза в один конец составляло 850 тяжёлых, смертельных афганских километров. Коренев возил горючее. Бывало, два дня заливали на базе бочки, потом крепили их на борт. По 16 тонн получалось с прицепом... А дальше «куриным шагом» по горной пустыне с перевалами в раскалённой до 80 градусов кабине. 

Преодолевать ледяные перевалы зимой колонне помогали танки. А через восемь месяцев службы Кореневу дали новый тягач – Камаз-5410. С этого времени и до конца службы, 26 декабря 1981 года, он перевозил по горам, по разбитым и минированным «духами» дорогам боеприпасы. Трижды со своей колонной побывал в Кандагаре, одной из главных точек базирования советских войск в ДРА.

– С взрослым местным населением нам было запрещено вступать  в контакт, – говорит Николай Иванович. – Афганские же дети часто подбегали для обмена, босые круглый год! Зима в Афганистане слякотная, и где-то с 10 февраля уже весна начинается…

В марте 1989 года по Указу президента Республики Афганистан Николай Иванович Коренев был награжден медалью «Воину­интернационалисту от благодарного афганского народа», имеет юбилейные награды в память об окончании боевых действий в Афганистане.

Полную версию статьи читайте в газете за 12 февраля.

№: 
Рубрика: