40 лет за рулем

Утро 25 января каждого года для Александра Михайловича Стрельцова начинается с приятного. И не только потому, что в этот любимый для всех студентов день он родился, а еще и потому, что он спешит поздравить с Днем Татьян всех своих знакомых обладательниц этого чудесного пушкинского имени и заглянуть к ним в гости с тортиком или конфетами. Впрочем, 60 лет назад Александр Михайлович и сам стал подарком для своей старшей сестры Татьяны в день ее именин…

Пройтись по городу пешком ему трудно. Чуть ли не каждая вторая машина останавливается, а ее водитель, высунувшись в окошко, предлагает Михалыча подвезти.

А всё потому, что и эта молодая блондинка, и этот усатый мужичок учились у него на права.

…Только я у него не училась, потому что папа всегда говорил: «Нет, дочь, найду тебе самого лучшего инструктора, а сам не буду. С тобой нервов в два раза больше, да и не смогу я просто…»

Сколько себя помню, папа всегда был за рулем служебной машины. Возил стройматериалы на грузовиках, почту, сахарную свеклу и много чего еще. Кстати, первая моя поездка с папой на машине состоялась, наверное, в конце 80-х, и это был учебный ЗИЛ. Ехали мы в кабине с братишкой на поле за свеклой, которую отец доставлял на Льговский сахзавод. Особый восторг был у нас, у малышни, когда на весовой эта огромная, как тогда казалось, машина становилась практически вертикально, открывались борта, и свекла ссыпалась громким «вжи-и-их». Запах бензина вперемешку с табаком – это тоже аромат из детства, значит, папа дома, значит, папа пришел с работы. С вредной привычкой, кстати, Александр Михайлович расстался семь лет назад, а вот к автомобилям у него любовь настоящая…

Вообще-то он хотел посвятить свою жизнь железной дороге, даже Харьковское железнодорожное училище окончил. После получения диплома Александр Михайлович вернулся во Льгов и готовился к службе в армии. От военкомата дали направление в автошколу ДОСААФ. Водительской науке его учил инструктор Виктор Середенко, а первым автомобилем был военный ЗИЛ-157. Открыв за 3,5 месяца сразу три категории, папа ушел в армию. Служил в подмосковной Кубинке в батальоне обеспечения учебного процесса военно-политической Академии им. В. И. Ленина. В той самой, в которой учились и советские космонавты, и будущие замполиты из стран Варшавского договора, и даже сам Владислав Третьяк – хоккейный кумир многих поколений. За два года службы папа объездил всю Москву за рулем армейского УАЗа, возил командира батальона и был на хорошем счету у командования. Его попутчикам никогда не скучно, потому что на каждый случай у Александра Михайловича припасен анекдот или байка из жизни. «Александр! Вы прям бочонок с анекдотами», – говаривал его командир…

Кудрявый весельчак и балагур, каждый день доставлявший корреспонденцию с почтамта в отделение почтовой связи Льгова-2, не мог не понравиться моей маме, работавшей тогда там. Они поженились, а спустя год появилась я. 

… Женщина за рулем сегодня уже никого не удивит (если только, конечно, не начнет чудить на дороге), а лет 30 назад на права учились единицы. Первой ученицей Александра Михайловича в автошколе при автоколонне стала Марина Владимировна Татаренко – сейчас индивидуальный предприниматель в сфере пассажирских перевозок и депутат Городского совета.

– Это сейчас на легковых машинах учатся ездить, а тогда в нашей авто-школе только ЗИЛы были, – вспоминает Марина Владимировна. – Выехали мы как-то с моим инструктором Александром Михайловичем в город. Вижу – впереди мост через Сейм. Он мне тогда со страху показался таким узеньким, а моя машина такой огромной. Думала, не въеду, промахнусь. Кричу: «Не поеду! Боюсь!» А он мне: «Вперед!» – да так строго, что его я испугалась еще больше, чем моста… 

С тех пор, признается Марина Владимировна, все переправы она преодолевает нормально, а побороть тот страх ей помог первый учитель по вождению.

– Александр Михайлович и пошутит, и поругает, очень строгий и требовательный инструктор, – вспоминает свои уроки вождения директор РДК Ирина Ларина. – Первое занятие с каждым из своих учеников он начинал с вопроса: «Что ты знаешь о машине? И зачем тебе права?» Нет, он не переубеждал, а просто хотел знать, насколько серьезно человек относится к вождению автомобиля и готов ли он нести груз ответственности за жизни людей, находясь на дороге. Не все они у нас идеальны, поэтому принципу Александра Михайловича – «ямки должны быть между ног» – следую постоянно. Вообще-то он имел в виду между колес, но Михалыч, ведь знаешь, человек с юмором!

– А как он за нас всех переживал на экзамене! – вспоминает выпускница 2012 года Ольга Симонова. – Сдавали в Курчатове, а я, помню, снова на горку въехать не могу. Подошел, подбодрил, и она мне покорилась. Это самая сложная фигура для меня была. По несколько часов (в том числе и дополнительно, в свое личное время) Александр Михайлович терпеливо со мной занимался: буксую на горке, а он стоит на автодроме и ждет, когда же я пойму, как чередовать педали. Кроме него, в то, что я способна выучиться водить машину, ведь никто не верил, даже моя семья. Мое водительское удостоверение – это только благодаря ему. Спасибо ему большое!

– В октябре 2011 года во Льгове открылась наша автошкола, – рассказывает ее руководитель Вячеслав Васильевич Иванов. – Набирали инструкторов. Совершенно случайно в районных электросетях узнал про Александра Михайловича (зять его там тогда работал). Опыт преподавателя у Стрельцова был, работал в автошколе при автоколонне у Анатолия Дрючина, на скорой помощи, на Льговском почтамте, на пассажирских и грузовых перевозках, в правах открыты все категории – в общем, опытный водитель и профессионал своего дела. Ни секунды не сомневаясь, пригласили его к нам на работу. И ни разу не пожалели! Помню, один из первых внутренних экзаменов. Едет ученица Александра Михайловича по улице Ленина, а принимающий экзамен предлагает ей найти место для парковки в районе Дома быта. А там, сами знаете, машины всегда плотно стоят, туда-сюда едут. Девушка замечает «кармашек», проезжает немного вперед и начинает сдавать назад, паркуясь задним ходом. Все благополучно, а экзаменатор в шоке: как начинающий водитель такую фишку провернул?! У опытных не всегда получается. «Кто инструктор?» – спрашивает. «Стрельцов Александр Михайлович», – отвечает девушка. Сдала, между прочим, и в ГИБДД с первого раза. Я и сам до знакомства с Михалычем таким способом парковаться не умел. Это его «коронка»!

– Учить водить автомобиль – это призвание Александра Михайловича! Было бы побольше таких преподавателей, то и аварий на дорогах было бы меньше, – говорит его ученица Елена Белашова. – Многие в моей группе боялись попасть к нему на вождение, потому что строгий, потому что требовательный. Но именно благодаря его строгости и в то же время отеческому терпению я усвоила уроки вождения и получила водительское удостоверение.

… В 2014-м, как раз когда я поступила учиться в его автошколу, папу подвело здоровье. Он был вынужден расстаться с любимой работой. Он скучает по ней и по своим ученикам. 

Но они его не забывают, часто звонят, спрашивают совета по любому поводу. Многие поздравят и с днем рождения. Но с особым нетерпением он будет ждать звонка от сына, который сейчас ведет электровоз где-то в Подмосковье.

№: 
Рубрика: